На офисы, как и любые помещения, где находятся наемные работники, распространяются правила безопасного выполнения обязанностей. Работодатели, в том числе ИП, обязаны следить за соблюдением правил по охране труда (ОТ) и несут ответственность, если их нарушение повлекло за собой опасную ситуацию, травмирование сотрудников или несчастный случай.
- Общие положения
- Нормативно-правовая база
- Документация по охране труда в офисе
- Особенности инструктажа по охране труда для офисного персонала
Общие положения
Каждый офис должен работать по соответствующим инструкциям и правилам. Чтобы их создать и обеспечить исполнение, наниматели:
- создают систему управления ОТ, включающую мероприятия по контролю выполнения правил, проведение инструктажей, прохождение работниками медосмотров и так далее
- проводят СОУТ — чтобы оценить реальную ситуацию на объекте и правильно, не нарушая законодательства, решить все вопросы с охраной труда
- разрабатывают специальные документы, положения, инструкции, выполнение которых обеспечит безопасность при выполнении офисными сотрудниками своих обязанностей; организуют механизм информирования персонала о правилах ОТ и изменениях в них
Нормативно-правовая база
Занимаясь охраной труда, организации руководствуются нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу — в частности, Трудовым Кодексом. Работодатели, руководствуясь статьей 212 документа, проводят мероприятия по ОТ и обеспечивают надлежащие условия для работы персонала.
В случае с офисными работниками важна и статья 214, где оговорены требования к персоналу по медосмотрам, использованию СИЗ, информированию администрации о выявленной опасности и так далее. В статье 217 оговаривается, что охраной труда занимается специально назначенное лицо или служба, в том числе привлеченная со стороны. Норма позволяет прибегать к профессиональной поддержке при разработке документации по ОТ и пользоваться другими профильными услугами по договору.
Кроме ТК РФ сферу регулируют:
- санитарно-гигиенические нормативы и рекомендательные положения Министерства труда (по инструкциям, рабочим местам и другим вопросам);
- постановление Министерства труда и Министерства образования об обучении ОТ — № 1/29 от 13.01.03;
- ГОСТы — 12.0.004−90 ССБТ, 12.2.032−78 ССБТ и прочие;
- СанПиНы — 2.2.2/2.4.1340−03 и другие нормативные акты и положения.
Инструкция по охране труда для офисов разрабатывается на основе типовых форм. Кроме нее для ОТ необходимы и другие документы.
Документация
После создания служб или назначения ответственного за ОТ лица на должность, или заключения договора со сторонним исполнителем организация должна разработать внутренние положения, которые будут выполняться офисными работниками. В них включают правила поведения, обеспечивающие безопасную деятельность. Основной перечень закрепляется в инструкциях по охране труда на уровне предприятия.
Далее руководство издает приказ, вводящий документ в действие и устанавливающий ответственность за нарушение положений. Чтобы сотрудники имели возможность следовать инструкциям, их информируют о содержании документа и проводят инструктажи. Их порядок также закрепляется приказом по компании. В нем указывают, какие виды инструктажа нужны для категорий персонала, на кого возлагаются обязанности по обучению и контролю за выполнением правил.
В приказе оговариваются сроки повторения инструктажа, условия для его внепланового проведения и другие нюансы, которые ответственные лица сочтут нужным обозначить. При оформлении внутренней документации нужно указать реквизиты фирмы. Обязательное требование — визирование руководством.
Особенности инструкций и инструктажа
В системе ОТ особое место уделяется инструкциям. Они должны выполняться офисными сотрудниками, в зависимости от должности. Документы разрабатывают, руководствуясь типовыми нормами для категории «служащие». В них указывают:
- как действовать при обнаружении работниками неисправности оборудования;
- что предпринимать при ЧП;
- о каких нарушениях нужно сообщать администрации и так далее.
Положения должны выполняться работниками в обязательном порядке. Чтобы обучить персонал правилам ОТ, проводятся инструктажи. Их программа включает изучение требований — общих, перед началом работы, во время и после окончания, при ЧП. По инструкциям и правилам предусматривают вводное, первичное, внеплановое, повторное и целевое инструктирование. Руководствуясь правилами по охране труда, персонал обеспечивает собственную безопасность. Наниматель получает уверенность в соблюдении требований Закона.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии